Узнайте о нашем производстве

Все о духовном развитии, православии и православной литературе в наших группах

Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и в нашей группе в Елицах.

Подписывайтесь на наш instagram.

Читайте новый блог «Вокруг семьи», посвященный православной семье:
Вконтакте, Одноклассниках, Facebook.

29.12.2016
(0)

Основатель «Символик» о «православном» сталинизме, фермерстве и воспитании детей

Святослав.jpg

Святослав Можей: «Все наши проекты рассматриваю как послушание»

Основатель «Символик» о «православном» сталинизме, фермерстве и воспитании детей.

В преддверии нового года и накануне дня рождения основателя и руководителя «Символик» Святослава Можея наш сайт взял у него большое интервью.

 - В этом году издательство «Символик» выпустило необычную для себя книгу «Православный» сталинизм: вопросы и ответы». Как родился ее замысел?

- Духовником нашего издательского проекта (как и фермерского) я считаю схиархимандрита Илия (Ноздрина). Конечно, не на всё я прошу у него благословение: есть много вопросов, которые нужно решать каждый день. Но из тех бесед, которые у меня были с о. Илием, – а я езжу к нему три-четыре раза в год, – я понял, насколько важно сейчас дать оценку деятельности Сталина, Ленина и коммунистов в целом. По словам о. Илия, сейчас такой момент, когда люди уже склоняются к одобрению деятельности этих людей и коммунистической партии. А значит это вот что: мы не поворачиваемся к Богу лицом. О. Илий так и выразился: мы стоим к Богу не лицом, а боком. Эти его слова мне пересказывали, а сам я слышал другие: Бог может и не простить нашу страну за такое отношение к вопросу о Сталине. Кто-то скажет: подумаешь, одни так считают, другие иначе, каждый имеет право на свое мнение. Я думаю, что все гораздо серьезнее. Зло нужно называть злом! Без правильной оценки не может быть будущего России.

1231.jpg

схиархимандрит Илий

Любое событие в жизни человека играет какую-то роль с точки зрения его спасения, но из каждого события человек должен сделать правильный вывод, чтобы стать к спасению ближе. Потому что можно стать и дальше.

У целых народов и стран – то же самое. Однажды русский народ почему-то захотел рая на земле, а не на небе. Нам был дан большой урок, страна понесла многомиллионные жертвы. И вот теперь оказывается, что люди и сейчас не расценивают эти события как действия против Бога, против духа, против Церкви, а все спускается на тормозах: у каждого свое мнение.

40% опрошенных считают, что Сталин был эффективный руководитель! Что это значит – эффективный руководитель?! Зло должно быть названо злом! Если мы не выучим этот урок, если зло будем называть добром, то не выживем как народ, как страна. Страны нашей не будет в конечном итоге.

1232.jpg

Мы видим, что происходит за границей – Донбасс, Сирия… То же самое будет и у нас: если нам не хватило одного урока, значит, будет следующий. О. Илий этого дословно не говорил, но я понимаю именно так.

Дух Евангелия – милосердие, сострадание, самопожертвование. А что в головах у людей, которые одобряют деятельность Сталина, Ленина? Убить бесчисленное количество людей во имя могущества страны – это нормально?

 

МОЖНО ЛИ ИИСУСА ХРИСТА И СТАЛИНА ВООБРАЗИТЬ РЯДОМ?

- Целью было построить «светлое будущее» для грядущих поколений, предварительно уничтожив несколько миллионов их предшественников…

- Но это же обман. Не может государство, основанное на убийстве, репрессиях, воровстве, отъеме чужого имущества построить светлое будущее. А потом – неужели у людей нет сострадания к миллионам жертв? Ну, хорошо, может не быть сострадания, если человек украл –и попал в тюрьму, где его замучили или он с голоду умер. Украл – сам виноват. Но при Ленине и Сталине людей сажали просто по доносу, а иногда – чтобы выполнить план! Ведь опубликованы сейчас документы, где Ленин пишет: «увеличить план по расстрелам!», а Сталин: «усилить репрессии!». По плану действовали! А сколько детей-сирот?! О них кто-нибудь думал?

Все, что происходило тогда, начиная с расстрела царской семьи, - это чудовищные события. Есть факты, свидетельствующие, что расправа над царской семьей была ритуальным убийством: в застенках, где их расстреливали, нашли каббалистические знаки. О чем это говорит? Страну захватили злые силы, воплощение зла. Те, кто называет себя православными и одобряет деятельность Сталина, представьте Иисуса Христа и Сталина – рядом! Могут ли они находиться в одном месте вдвоем? Это можно себе вообразить? И если можно – то кто такие святые и как нам тогда спастись? Тоже взять в руки винтовки и пойти кого-нибудь убивать?..

- Сейчас, к сожалению, вновь популярны идеи в том духе, что добро должно быть с кулаками, православные должны уметь за себя постоять и т.п.

- Батюшки, монахи, святые отцы уже давно дали на это ответ. Убийство невиновных не может быть добром. Другое дело – защита ближних от врагов, она благословляется. Но только если это защита, а не убийство собственного народа.

Я видел по телевизору воспоминания о Сталине его родственников, читал книгу Эдварда Радзинского «Апокалипсис от Кобы»; когда знакомишься срассказами этих людей, оцениваешь их впечатления, возникает ощущение, что этот человек был просто воплощением зла. Перед революцией предсказывали, что антихрист уже на земле. Очевидно, эти предсказания касались или Сталина, или Ленина, а, может быть, обоих. Ведь сказано в Писании, что перед тем, как явится главный антихрист, у него будет несколько предшественников.

Многим удобно говорить, что Сталин победил в Великой Отечественной войне. На самом деле – Бог победил!Народ победил! Сколько было войн, и во всех русский народ брал верх. В 1612 г. казалось, что России уже вообще не существует – власти нет, в Кремле поляки, кругом бандыходят… Всё, нет России! И, тем не менее, Россия воспрянула.И сколько раз такое было: монголо-татары, Наполеон… Точно так же разбили бы и немцев, может быть, даже с меньшими потерями, чем это было сделано при Сталине. Ведь за первые же дни войны в 1941 г. почти вся советская военная авиация на западном направлении была разгромлена! За несколько первых дней! И это не единственный просчет Сталина. Немцы пишут в воспоминаниях, как в упор расстреливали наших солдат, поднимавшихся в атаку, а комиссары их в новую атаку поднимали,вновь и вновь – и так каждый день. Это было зимой 1941 г., когда немцев отбили от Москвы и хотели развить наступление – посылали солдат в лобовые атаки. Сколько людей было понапраснууничтожено!

- Значит, можно сказать, что книга против «православных» сталинистов вдохновлена о. Илием?

- Я несколько раз приходил к нему, и он мне все время повторял одно и то же. Потом Константин Грамматчиков, составитель книги, несколько раз присылал мне видеоинтервью, которые брал у о. Илия. Не могу точно уже вспомнить, в какой момент, но в конце концов родилась идея издать книгу на такую тему. И книга издалась очень быстро, очень легко, что бывает далеко не всегда.

- Как вы думаете, почему в современном обществе стал возможен такой симбиоз – вера во Христа и сочувствие сталинским идеям?

- Это, наверное, вопрос к социологам, а не ко мне. Но я вижу, например, явные параллели между отношением к сталинской теме и реакцией в интернете (и не только) на недавнюю гибель ансамбля им. Александрова, доктора Лизы и других пассажиров Ту-154, летевшего в Сирию. Вместо того, чтобы выразить соболезнование, люди злорадствуют. Доктор Лиза могла бы быть на любой стороне – и все равно выносила бы детей из зоны военных действий, спасала бы их.

Даже если предположить, что Россия в каком-то военном конфликте неправа, –разве можно не любить за это целый народ, да еще с такой историей, с таким духовным наследием! Нужно быть выше установок «моя страна – не моя страна». Есть просто – люди. И есть люди с большой буквы – доктор Лиза не сравнится ни с кем из тех, кто сейчас высказывается по поводу этой катастрофы в соцсетях.

То же самое со Сталиным. Есть люди, которым не важно, сколько человек он уничтожил. А важно, что он – врагов побил, был руководитель мощной державы! И есть люди, которым не важно, чем занималась доктор Лиза, кем она была. «Она из России? Да еще и на Донбассе была?! Всё, так ей и надо!» Вот такая жестокость, жестокосердие.

Люди были созданы здоровыми, но в итоге стали больными – все, начиная с Адама. Без покаяния, без обращения к целительной Божией силе и благодати такими мы и останемся.

 

В БОЛЬШИНСТВЕ КНИГ ТЕМА БОГА ДО СИХ ПОР ПОД ЗАПРЕТОМ

- Раньше издательство «Символик» считалось преимущественно «детским». Не означает ли выпуск такой книги, как «Православный» сталинизм», что стратегия издательства меняется?

- Издательство «Символик» – это по-прежнему в основном книги для детей и подростков. А почему у нас возникают книги на другие темы... Во-первых, бывает, Господь вразумляет: нужно что-то издать.Берем и издаем. А, во-вторых: представьте, вы идете по улице и видите – лежит на дороге бездомный. Можно вызвать службу милосердия: у вас же есть отдел по работе с бездомными, приезжайте. А можно решить, что Господь послал тебé этого бездомного, и именно ты должен выполнить свой долг, потому что все другие в этот момент далеко. Так же и с книгами. Бывает, что ты близко подошел к какой-то теме, а все остальные пока далеко. И ты видишь, что книгу на эту темудолжен издать ты. В этом, я считаю, и есть христианский долг издателя.

- Детские книги христианской тематики выпускают многие. В чем особенность «Символик»?

- Действительно, детских книг издают много, хотя я считаю, что все равно недостаточно. Но чаще всего, если мы говорим о православных книгах, это жития. Гораздо реже это какие-то рассказы из нашей жизни. А книг для подростков и вовсе единицы, подростки, можно сказать, брошены.

У «Символик» как раз есть серии подростковых книг («Дорога к дому», «Искатели счастья» - И.Ц.). С коммерческой точки зрения это, может быть, не самая успешная литература, но это не значит, что подростками не надо заниматься. Многие из них все-таки читают книги, в том числе и подаренные родителями (те же «Хроники Нарнии» или «Властелин колец»).Подросткам нужны современные книги, другие они читать не будут. Значит, нужно искать такие произведения, находить«ключики», стараться их заинтересовать.

Что касается детских книг. У нас был уникальный проект «Нравственные посевы», который впоследствии влился в «Символик». Там было несколько серий книг с рассказами о животных – «Учим добрые слова», «Чтение для души». Эти темы – отношения животных друг с другом, с человеком– очень близки для детей дошкольного, младшего школьного и даже среднего школьного возраста. Дети животных любят, рассказы увлекательные, занимательные, даже взрослые с удовольствием читают их. Авторы этих книжек – в частности, Татьяна Дмитриевна Жданова – нашли такой уникальный путь: показывая отношения между животными, заставить ребенка задуматься об отношениях в его семье.Пример, который я часто привожу: когда пожилой слон идет в горку и ему тяжело, сзади подходит молодой слоненок и начинает его подталкивать, помогает выйти наверх. Эти примеры Татьяна Дмитриевна – кандидат биологических наук – подсмотрела в живой природе. Уж если животные приходят на выручку друг другу, то как должны действовать мы!

Трудно, почти невозможно брать и сходу читать детям Евангелие или Ветхий Завет – это может даже отвратить их от Священного Писания. Детям нужна «мягкая пища». А дух евангельский – это дух милосердия, дух сострадания, именно эти темы и поднимаются в книгах этих серий.

Конечно, у нас много и других детских серий – сказки, приключения и т.д.

- Чего ждать читателям от издательства в наступающем 2017 году?

- Будем стараться и новые книги издавать, и, конечно, переиздавать старые. Например, у нас готовятся к выходу книги про Александра Суворова, Павла Нахимова и Федора Ушакова. О Суворове книг очень много, но, к сожалению, трудно найти даже одну, в которой говорилось бы о его поведении как благочестивого христианина. А ведь перед каждым боем Суворовстоял на коленях, молился; у него в полках всегда были священники, служившие молебны;все войско перед сражениями постилось – хотявроде бы, наоборот, надо отсыпаться и наедаться. Его победы нельзя назвать иначе как чудом Божьим. Например, при штурме Измаила турок, оборонявшихся в этой считавшейся неприступной крепости, погибло в 100 раз больше, чем было осаждавших! Первыми на штурм шли священники, и у одного из наперсного креста вынули пулю. Господь хранил войска, пули обходили их стороной – как об этом можно не говорить! Это – главное! Но в большинстве книг это до сих пор выхолощено – хотя запрета говорить детям о Боге вроде бы нет.

Это тоже умопомрачение нашего века: люди не видят очевидную помощь Божию и присваивают заслуги каким-то людям, обстоятельствам, совпадениям. Но невозможно было взять Измаил без помощи Божией! Не мог Суворов одними человеческими усилиями спасти армию, когда ее заперли в Альпийских горах! И то, и другое – чудо из чудес! Когда мы Ветхий Завет читаем, там много подобных событий описано – как израильтяне разбивали филистимлян и других неприятелей силами в разы, в десятки раз меньшими. Потому что с ними был Бог. Но современные люди слепые, они этого не видят. Точно так же они думают и о Сталине – будто он войну выиграл.

 

ДЕРЕВНЯ РАЗОРЕНА, КАК ПОСЛЕ ВОЙНЫ

- Вы никогда не рассказывали в интервью о фермерском проекте «Благословение» - почему?

- В этот проект гораздо глубже вовлечена Анна Бурмистрова, директор нашего производственного предприятия в Орле и фермерского хозяйства (в деревне Жудре Орловской области. – И.Ц.), и я не хочу соперничать с ней. Я брал благословение на создание фермерского хозяйства, а сейчас бываю на ферме примерно раз в месяц. Анна – гораздо чаще, каждую неделю.

- Название «Благословение» потому и появилось, что проект благословил духовник?

- Изначально у нас было два фермерских хозяйства – в Орловской и Смоленской областях. Благословение я брал на проект под Смоленском – и назвал его «Благословение». Через какое-то время мы это хозяйство вынужденно закрыли, а название закрепилось за орловской фермой.

- Как вы поняли, что хотите заниматься фермерским хозяйством?

- Орловскую ферму мы купили в 2011 г. Тогда это было только здание, хозяйство было полностью разорено: линолеумсрезан, плинтусы оторваны, отопление разморожено. Кому-то было трудно слить из труб воду, в результате зимой они полопались.

Это были первые годы моего воцерковления, и я пытался везде считывать знаки – куда меня ведет Господь. Однажды, когда мы были на рыбалке, один человек поехал в магазин за продуктами и привез оттуда страусиное яйцо. Я подумал, что это некий знак, должно что-то случиться. И не ошибся. Через некоторое время Анна Бурмистрова написала мне: не нужна ли нам страусиная ферма? Я уже знал ответ: конечно, нужна (смеется). Так всё и началось.

Уже через несколько лет, когда ферма принадлежала нам, мы взглянули на план ее здания –и поняли, что это вертикальная проекция храма, только положенная горизонтально! Мы заметили это только после того, как задумались, что надо построить храм в деревне, где находится ферма.

Я общался с одним священником, переведенным в Орловскую область из Брянской. Ему негде было служить, он ездил по окрестностям, подыскивал место для храма и даже одно время рассматривал нашу ферму в качестве такого места. В итоге он нашел более подобающее для храма место. А мы сейчас собираем деньги на храм в Жудре, уже выделен и участок.

- «Символик» планирует выпустить в 2017 г. книгу «Дневник фермера» по материалам блога Анны Бурмистровой, так ведь?

- Да, даст Бог, такая книга выйдет. Оказалось, что блог Анны на сайте «Благословения» (www.blagosloven.su) так нравится людям, что мы решили объединить эти записи в книгу. Они показывают, как жизнь фермы проходит через ее душу. Возрождение деревни, воспитание детей, уход за животными, продукты, которые мы едим, духовная составляющая нашего народа – все это отражено в ее блоге.

- Фермерский проект со временем расширяется – или уже нащупал границы роста?

- Расширяется, но потихоньку. Чтобы сделать более серьезные шаги, не хватает финансов. Наверное, это один из самых трудных наших проектов: здесь нет быстрой отдачи, тратишь много сил, много средств, нервов, мыслей, очень много вкладываешь себя – а адекватной экономической отдачи не видишь.

Но, по словам о. Илия, это самый важный из наших проектов. Очень строго мне это батюшка сказал. Значит, будем прилагать все усилия.

- Создав ферму, вы получили возможность близко увидеть, чем живет российская деревня…

- Деревня сейчас в состоянии крайне плачевном. Она разорена, как после войны. Там невозможно просто так взять и построить бизнес: все проблемы деревни моментально оказываются твоими проблемами.

- Например?

- Старый трансформатор в деревне – это твоя проблема, потому что и ты не можешь нормально подключиться к электричеству. Если в трубах вода ржавая – это твоя проблема. Если зимой не проехать по дороге, нужно трактором ее чистить – и это твоя проблема. Потом – мы знаем, какие люди бывают: есть добрые, а есть и не очень. Приходит в деревню человек, начинает что-то строить – а там нищета полная, всем нужны деньги: кому детей кормить, кому выпить… В итоге получается, что и это твоя проблема. Воровство, пьянство, супружеские измены – деревня находится сейчас в ужаснейшем состоянии. Это всё хорошо описано в книге «Русский крест» Николая Мельника, почитайте. И о. Илий очень переживает за это.

 

ИКОНА ДОЛЖНА БЫТЬ ОКНОМ В ДУХОВНЫЙ МИР

- У «Символик» есть еще свечное, иконное производства. Это бизнес – или некоммерческие проекты?

- Изначально ни в одном проекте под вывеской «Символик» - свечи, книги, иконы, сувенирное производство – не ставилась во главу угла прибыль. Прибыль стала актуальной спустя несколько лет, когда перестало хватать денег на развитие проектов. Даже просто издать книжку – нужны деньги. Но и до сих пор прибыль не играет главную роль при принятии решений, что издавать, что выпускать, а что нет. Главное – угодно это Богу или не угодно.

Есть такая книга Михаила Дунаева «О чем говорит русская икона», очень серьезная, ее нужно бы прочитать всем, а особенно священнослужителям. В ней прослеживается упадок благочестия и уровня одухотворенности иконы на протяжении столетий; высказывается даже мнение, что переход от икон к живописным портретам в XVIII-XIXвв. стал предтечей духовного оскудения, которое и привело в итоге к революции 1917 г. Икона должна быть окном в духовный мир, а не портретом и не красивой картинкой.

Кстати сказать, даже в Греции сейчас мощнейший упадок иконописной традиции. Когда я бываю в Греции, то не могу выбрать икону даже в подарок: продаются в основном слащавые розовощекие, чуть ли не «мультяшные» картинки. Ощущения, что это святой человек и ты должен перед этой иконой возносить молитвы, нет; это просто красивый предмет для украшения интерьера.

- В российских храмах тоже много «живоподобных» изображений…

- У нас, я считаю, ситуация все-таки лучше. Вот на Украине икон русского стиля, например, XVIв. нет, их в церковные лавки не берут и не почитают. Там произошло падение благочестия, и сейчас там льется кровь… Если мы перейдем на такие иконы, то и у нас будет то же самое.

- Идея запуска иконного производства «Символик» в том и состояла, чтобы поддержать древнюю иконописную традицию?

- Идея была в том, чтобы возродить древние, порой чудотворные лики с икон, написанных до XVIв. Мы иногда печатали эти лики даже с утратами. Сейчас мы разнообразили ряд, есть у нас и иконы новодельные – но все равно написанные в строгих канонах древнерусского стиля. Икона должна служить если не для молитвы, то хотя бы для напоминания о том, что есть другой, духовный мир. Недаром говорят, что икона – это «Евангелие в красках».

- Есть ли примеры, когда иконы из «Символика» висят в храмах, встроены в иконостас?

- В моей жизни было уже несколько случаев, когда я собирался на встречу с тем или иным священником и просил: Господи, вразуми, какую икону подарить. А потом обращался к сотрудникам с просьбой подобрать икону для такого-то батюшки. Приезжаю к нему, батюшка открывает икону – и удивляется: а я как раз собирался покупать именно такую! Последний раз такой случай произошел в Орле, когда я дарил о. Валерию икону царя-страстотерпца Николая.

Изготовили мы икону и для крестного хода, который проходил в этом году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Орле. Наша икона прошла по всему городу, а сейчас дожидается строительства храма в Жудре, чтобы попасть туда.

Большие иконы отправляли в Америку, есть интерес даже из-за рубежа.

 

Я ПОДУМАЛ, ЧТО ЭТО ГОЛОС БОЖИЙ, И НЕ СТАЛ ПРОТИВИТЬСЯ

- Детский лагерь – еще один важный проект «Символик». Чем он для вас является?

- Идею лагеря я подсмотрел у одного батюшки – протоиерея Валерия Калинина, благочинного Вяземского района. Мы съездили в их лагерь «Чепчугово», посмотрели, а потом мои сотрудники сказали: Святослав,сделай то же самое. Я подумал, что это голос Божий, и не стал противиться. Хотя, конечно, все это было крайне неудобно. С материальной точки зрения – зачем? Денег на этом не заработать. А лишних проблем множество, и ответственность огромная: не дай Бог что-то случится с ребенком, который приехал в лагерь. Но Господь велел – надо выполнять.

- Как вы поняли, что это именно голос Божий?

- Когда Господь привел несколько раз к о. Валерию в «Чепчугово», я уже начал понимать, что, наверное, неспроста. А тут еще и сотрудники начали говорить: давай, делай…

Кстати, когда еще в первый раз мы лагерь проводили, к нам приехал о. Илий. Я даже не знал о его предстоящем визите – его привезли к нам на машине, он с нами пообедал и потом написал от руки благословение на проведение лагерей. Теперь, когда есть благословение, уже точно никуда не увернешься (смеется).

Что такое детские лагеря? Это сейчас чуть ли не первый способ работы с душой ребенка. Другие способы могут оказаться недейственными, а вот лагерь или поход влияют на ребенка очень сильно. Изъять ребенка из привычной ему среды, оторвать от компьютера-телевизора-планшета-телефона, соединить с природой – очень важно. Мы же знаем, что один из путей познания Бога – это изучение Его творения. Но если ребенок сидит с планшетом, где он увидит это творение – живых букашечек-таракашечек, рыбу в воде, луговые цветы, грибы и т.д.? А когда еще рядом грамотный человек, который рассказывает детям об окружающем мире, когда есть молитва, живое общение… Сейчас дети почти не общаются друг с другом, а кто вырастет из ребенка, у которого нет взаимодействия с другими? Как он научится проявлять милосердие, смирение, уступчивость, где сможет оказать помощь, промолчать, потерпеть, если он все время сидит «В контакте»?

К нам в смены попадают и дети из малоимущих семей, и приемные дети, и дети, брошенные родителями. До многих из них взрослые не донесли даже самых простых истин, не говоря уже об истинах евангельских. Иногда в коллектив попадает ребенок, который ведет себя против коллектива. Для этого в лагере есть руководитель, воспитатели, священники, которые пытаются как-то влиять на ситуацию, работать с такими детьми. Сложная задача? Сложная. Но слышу отзывы родителей: очень часто после жизни в лагере ребенок сильно меняется. Одно то, что дети убирают за собой и сами моют посуду – казалось бы, ерунда, а это их меняет!

- Получается, воцерковленность не является непременным условием попадания ребенка в лагерь?

- Не является. Попасть в лагерь очень легко: достаточно зайти на сайт www.символик.дети, найти там номер телефона и позвонить директору лагеря Татьяне Владимировне Горштейн. Собеседование прямо по телефону. Требования, чтобы ребенок был воцерковленным, нет, но родителей предупреждают, что лагерь православный. Если родители не против, то – пожалуйста.

Первая смена в нашем лагере была вообще бесплатная, потому что родителям было сложно решиться отдать ребенка в лагерь, не имеющий никакой истории. Дальше мы уже взимали некие деньги за проживание детей в лагере, но давали (и сейчас даем) скидки многодетным семьям, малоимущим, тем, кто подписывается сразу на две смены. Сейчас нашему лагерю уже четыре года, и есть дети, которые приезжают сразу надолго.

Я посещал несколько лагерей, сравнивал, и мне кажется, что детиу нас до сих пор подбирались очень хорошие. Есть лагеря, где дети и курят, и матерятся. У нас фактов курения в последние несколько смен не было вообще, а мат категорически пресекается. Хотя бывают случаи, когда ребенка отправляют обратно к родителям. Эти случаи редкие – один ребенок на смену, но они есть.

1233.png

- Как принимаются такие решения, от чего они зависят?

- Бывает, что ребенок ведет себя плохо, но постепенно его поведение корректируется, он слушается – тогда мы его оставляем. Но если его поведение плохо влияет на остальных – тогда отправляем обратно.

 

ГОСПОДЬ НЕ ДАЕТ КРЕСТА ВЫШЕ СИЛ

- Вы начинали с торговли сувенирной продукцией. Это по-прежнему главный источник доходов и финансирования для всех проектов?

- Совершенно верно. Православному проекту восемь лет, а до этого мы были известны в основном как производитель сувениров. Уже 18 лет как мы их выпускаем. Это проекты «Амалит», «Правильный поставщик» и недавно запущенный «Доброслов». Часть их прибыли традиционно инвестировалась в проекты, о которых мы говорили до этого. В последнее время в связи с кризисными явлениями финансировать эти направления из основного бизнесастало очень тяжело. Если кто-то замолвит за нас словечко – что мы можем изготовить корпоративные сувениры, сувениры к тому или иному празднику, мероприятию и т.д., – знайте, что часть прибыли пойдет на богоугодные дела.

- Не сложно вам одновременно держать в голове так много разных направлений – и производство сувениров, и книгоиздательский проект, и ферму, и иконную мастерскую, и свечное производство, и магазины?

- Иногда кажется, что тяжело. Но Господь не дает креста выше сил. Поэтому, может быть, и не так уж тяжело. Иногда думаешь, что нужно сократить какие-то проекты, закрыть. Но я все наши проекты рассматриваю как послушание, крест, который нужно тянуть.

У меня регулярно возникает вопрос: какой проект урезать, сократить, может быть, закрыть? Но потом я понимаю, что никакой.

- Вы себя считаете предпринимателем? Бизнесменом?

- Слово «бизнесмен» для меня ругательное, что-то у меня ёкает внутри, когда я произношу слово «бизнес». А предпринимателем – считаю. Если человек, например, владеет магазином, то как он может себя не считать владельцем магазина?! Другое дело, насколько я хороший или плохой предприниматель. Особенно выдающимся себя не считаю. Огромное количество ошибок было сделано и до сих пор, к сожалению, делается.

- Как вы, будучи православным человеком, относитесь к понятиям конкуренции, соперничества?

- Конкуренция – это соревнование. А соревноваться можно по-разному. Можно соревноваться качеством, ценой, доступностью изделия. Ведь это же хорошо для потребителя? Поэтому в нормальной, здоровой конкуренции плохого ничего нет. Даже в Новом Завете есть место, где говорится о конкуренции – конкуренции в богословии, как я понимаю: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).

Уровень духовной жизни у христиан разный, даже если все они называют себя православными. И у православных предпринимателей духовный уровень разный. Православный предприниматель – не тот, кто совершает церковные обряды и считает себя таковым, а тот, для кого его дело – это послушание и служение Богу и ближним. А ближние – это коллектив и потребители его продукции. Если этого служения Богу и ближним нет, то он номинально православный предпринимательи номинально христианин.

Есть гениальная книга «Менеджмент по-суворовски» (издана в «Эксмо». – И.Ц.). Ее автор Вячеслав Летуновский проводил бизнес-тренинги для крупнейших компаний с мировыми именами, а потом прочел книжку Суворова «Наука побеждать», его биографию – и понял, что для русской души, русского народа и русского предпринимателя нет ничего полезнее, чем опыт Суворова. Все, что делал Суворов, он делал со смирением и упованием на Бога. Таким же должен быть и бизнесмен.

Интервью взял Игорь Цуканов



Возврат к списку

Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку и получите купон скидки на один заказ.

Вы будете в курсе скидок, акций и спецпредложений.