Узнайте о нашем производстве

Крестовоздвижение /upload/iblock/036/0364fb93a6b8266772c650c61a47a862.jpg Крестовоздвижение

Крестовоздвижение

КРЕСТ ВОЗДВИГАЕТСЯ…

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября, 14 по ст. ст.) – один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Исторической основой его, в отличие от большинства других, явились не только события Нового Завета, но и более поздние, относящиеся к истории Церкви.

В эпоху раннего христианства римские императоры-язычники хотели полностью стереть из памяти человечества пришествие в мир Христа Спасителя и Его Крестную смерть, уничтожить христианскую религию как таковую. Император Адриан (II в.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, а на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.

Однако в 312 г. святой равноапостольный Константин Великий первым из римских императоров прекратил гонения на христиан и узаконил христианство. Горячо желая обрести Крест Христов, он направил в Иерусалим свою мать, святую равноапостольную царицу Елену, передав с ней письмо патриарху Иерусалимскому Макарию.

По прибытии в Святой Град она долгое время расспрашивала христиан и иудеев о местонахождении Голгофы и Гроба Господня, но поиски оставались безуспешными. Наконец святой царице Елене указали на одного старого иудея по имени Иуда, который сообщил, что Крест Христов находится в земле под капищем Венеры. Сотворив молитву Господу, языческий храм разрушили и начали раскопки. Вскоре на указанном месте и были обретены Гроб Господень, три креста, табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и четыре гвоздя, некогда пронзившие тело Христово. Чтобы узнать на каком из крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на умершего человека. При прикосновении Креста Господня усопший ожил.
Многочисленные христиане, пришедшие поклониться обретенной величайшей святыне, просили патриарха поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли хотя бы издали созерцать Его. Тогда патриарх Макарий и духовенство подняли Крест Христов над народом, а христиане, взывая: «Господи, помилуй!», благоговейно поклонялись Честному Древу. Это событие произошло в 326 г.

По преданию, старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение, в котором Иуда получил имя Кириак. Впоследствии он был рукоположен во епископа Иерусалимского и во время царствования императора Юлиана Отступника принял мученическую смерть за Христа.

Святой равноапостольный Константин Великий повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Голгофу, и Гроб Господень. Храм строился около 10 лет, был освящен в 13 сентября 335 г. На следующий день, 14 сентября, и было установлено празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

С VII в. с этим праздником стали соединять воспоминание о возвращении Честного Древа греческим императором Ираклием из Персии, после 14-летнего плена, обратно в Иерусалим (629 г.). Как и во время обретения Креста Господня, патриарх воздвигал его над народом для поклонения.
По уставу Православной Церкви на всенощном бдении в честь Воздвижения Креста Господня настоятель храма берет с престола святой Крест и выносит его для поклонения на середину храма, полагая на аналой, украшенный цветами. Священнослужители и молящиеся воздают Животворящему Кресту чествование пением стиха: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!» и троекратным земным поклонением. В память о страданиях и крестной смерти Спасителя в день праздника установлен пост.

Празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Святая Церковь призывает христиан смиренно, уповая на волю Божию, нести жизненный крест во спасение своей бессмертной души. «…Господь помогает нам эту истину благодатную, спасительную, истину крестную, эту тайну христианства усвоить глубоко и прочно: нет другого пути на небо, кроме смирения и добровольного принятия страданий», – говорит в слове на Воздвижение протоиерей Димитрий Смирнов.