Узнайте о нашем производстве

Батюшка Василий. Испытания.

«Нам такое тяжкое испытание
пришлось пережить. Еще переживаем.
Дом у нассгорел…

Они, испытания, все время. Бог посылает
их. Не знаю, может быть, мы расслабились
немножко…»

(из интервью о. Василия)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЕРА.

На Калужской земле отец Василий впервые оказался в 1981 году.

- Я приехал из Новосибирска, где родился и прожил 24 года, - рассказывает протоиерей Василий Лапин, настоятель храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского. - Успел пройти службу в армии. Как тогда полагалось, 2 года. В артиллерийских частях. Первые полгода – в учебке, потом меня, уже сержантом, направили в Германию.

- Вы тогда уже были крещеным?

- Конечно. У меня вера с малолетства. С молоком матери принял христианство. Мать глубоко верующей была. Отец тоже ходил в Храм Божий.

Время было смутное. Репрессии не обошли стороной, к сожалению, и родителей отца Василия.

- Думали, что они были кулаками, ведь тогда многие сами себя должны были обеспечить. За это были гонения. А в 90-х годах оправдали, - вспоминает отец Василий.

- Куда сослали родителей?

- А у нас в Сибири в Нарым посылали. По дороге в ссылку умер мой дед. Больной уже был. В 31 году. Ну и маму мою высылали туда же.

С будущим духовным наставником - отцом Власием - они познакомились в новосибирском кафедральном соборе. Потом – вместе уже поехали в Тобольск.

- Несколько лет служил я с ним в Храме псаломщиком. Выполнял всякие функции в церкви,дажекочегарил…

Через некоторое время отца Власия назначили служить в Калужскую область, в Храм во имя великомученика Димитрия Солунского. За ним поехал и Василий Лапин.

- Когда отца Власия перевели в Боровский кафедральный собор, через некоторое время и меня туда перевели, в этот же собор, опять псаломщиком… Ну а вскоре я познакомился с матушкой своей, - застенчиво улыбается батюшка.

- Вы ведь стояли на распутье: или в монахи идти, или жениться?

- Да, было такое. До 86 года не было подруги жизни. И вот матушку встретил - Галину. Женился. Мне уже было 32 года. Благословение было жениться от духовного отца - отца Власия.

В Боровском кафедральном соборе и познакомились. Матушка Галина тогда работала на железной дороге и ездила в этот собор регулярно. Теперь вспоминает с подробностью те годы своей жизни.

- На них, когда они в Рябушках были, напали, и головы разбили. Потом их в Мещовск направили, - рассказывает Галина Николаевна. - Там они служили три года, а потом запросили их в Боровск. И уже, когда они в Боровске начали служить, пошел слух, что батюшка прозорливый. Тогда и я тоже пришла в этот собор. Вот там мы и познакомились с батюшкой. В Храме.

Сама я из Обнинска. Из православной семьи. Мои родители – Николай Петрович и Надежда Егоровна – повенчались, когда им было 45 и 53 года отцу. И с тех пор мама постоянно стала ходить в церковь в Карижу (село в малоярославецком районе – прим. ред.). И с собой нас брала. А в семье было трое детей. Я ходила в церковь с первого класса. И пока ходила в школу, и потом, когда училась в Калуге в железнодорожном техникуме, все это время ходила в карижскую церковь.

- Батюшка долго за вами ухаживал?

- Недолго. На Пасху мы познакомились, а в сентябре, 14 сентября уже была свадьба. Я сначала побаивалась. Хотела, чтобы муж был православным, но чтобы батюшка?!.. Какая ответственность… Просто я растерялась. Не знаю. … Мне был 21 год. Я в общем-то уже была взрослая. Но как-то все это было тяжеловато для меня.

Просим батюшку вернуться к тому случаю с нападением, о котором упоминала матушка Галина, событию, которое случилось более 30 лет назад. Впрочем, о. Василий неохотно вспоминает о нем.

- Когда приехали осенью, 29 октября (по-моему, если не ошибаюсь, шел 81 год), напали на нас в сторожке. В сторожке при церкви, где мы первое время жили. Пробили голову мне, а батюшке еще больше досталось - отцу Власию. Не знаю, чего они искали. Даже непонятно, чего хотели. Ночью взломали дверь. В сторожку проникли.

- И били спящих?

- Конечно.

- Как же вы выжили?

- Да, выжили, слава Богу... У отца Власия была разбита голова, - сокрушается отец Василий.

- И что они забрали? - Забрали икону святителя Николая. И теперь по иконе св. Николая нашли их в Калуге. Тоже ведь, занимались святотатством.

- Посадили?

- Да. Посадили их.

- Болит голова после этого?

- Ну да. Последствия есть, конечно. Болит голова и вообще много чего болит. Слава Богу за все... Такие испытания Господь нам посылает.

- Сколько в этом храме Вы служите? – переводим разговор с «тяжелой» темы.

- 25 лет почти. Меня назначили сюда… в 88 году.

- А кто, кроме местных прихожан, к Вам в Храм приезжает? – спрашиваем, потому что видим, что в воскресный день около Храма паркуются машины с московскими и немосковскими номерами. Видим, что многие идут на речку, которая бежит за храмом. Но некоторые заходят и в церковь.

- Ну, приезжают разные люди. Прибежище Христово. Яко с нами Бог. К нам приезжают все, кому дорог Дмитрий Солунский.(смеется).

Найти Храм сегодня не трудно. Он стоит недалеко от Боровского Свято-Пафнутьева мужского монастыря. Храм древний. Никогда не закрывался, даже в годы лихолетья. Был освящен в 1804 году, а до него, в 17 веке, на этом месте стояла деревянная церковь, первое упоминание о которой относится к 1654 году.1 ноября 1786 года здесь был крещен Михаил Яковлевич Стекольников – основатель знаменитого рода промышленников-меценатов Рябушкиных. Так и село называется теперь – Рябушки, с ударением на втором слоге.

С приходом отца Василия многое изменилось в храме.

- Я пришел, возле храма была такая дорожка, не знаю, сантиметров 40-50. Как отмостка. Ни крестный ход нельзя было провести, ничего. Потом расширили ее, начали и дренаж делать, все своими силами. Чтобы ни сырости не было в храме, ни грязи. Советовались со строителями. Старались. Сейчас есть все условия, чтобы хороший крестный ход провести. Забетонировали все кругом, потом асфальт положили. Слава Богу, держится все. Грязи нет. Радостно уже. Ропот раньше был у прихожан. Все грязные приходили в церковь.

Около Храма встречаем Сергея. Узнаем, что приезжает он в Рябушки из Обнинска, чтобы служить в Храме пономарем. Уже 15 лет помогает батюшке.

- Когда я пришел в церковь, здесь была маленькая печечка, которая находилась в правом нижнем приделе, там, где сейчас идут службы. Вообще раньше там службы не проводились, холодный был храм. Но постепенно люди начали помогать, и сейчас уже, слава Богу, и отопление сделали, и все нормально...

ХРАМ ИЗВЕСТЕН СВОИМИ ДРЕВНИМИ ИКОНАМИ. ИКОНЫ В ЦЕРКВИ НАСТОЛЬКО НАМОЛЕННЫЕ, ЧТО ДВАЖДЫ ПРИХОЖАНЕ С БЛАГОГОВЕНИЕМ И ТРЕПЕТОМ НАБЛЮДАЛИ, КАК ПРОЯВЛЯЮТСЯ ЛИКИ НА НИХ.

- В самой церкви тоже многое потихоньку делаем, - продолжает свой рассказ о. Василий. - Что Господь дает. Иконостас вон обновили, подреставрировали.

В 98 году у нас обновилась икона Господа в терновом венце, которая называется «Се человек». Когда Пилат вывел Христа к народу и сказал: «Се – человек, в нем же я не наблюдаю вину». А они кричали: «Распри, распни его». Вот этот образ у нас обновился. Буквально, на глазах. Когда читали Евангелие. Как будто водой начала обливаться. Необъяснимо это. Постоянно меняется этот образ. Не видно раньше было ничего. Сейчас постоянно черты меняются... Светлым образ становится.

В 99 году у нас обновилась икона - образ пророка Илии. И сейчас до сих пор обновляется. Мироточила она у нас. Очень много лет. Так Господь нам посылает милость в утешение, чтобы мы не унывали.

С тех стародавних времен на окнах СОХРАНИЛИСЬ КОВАНЫЕ РЕШЕТКИ. Но и они не помогли в той беде, что случилась 7 лет назад.

Рассказывает о. Василий и о той беде:

- Мы жили в Боровске. Я в этот день как раз поздно уехал из храма. Часов в 10, наверно ... А рано утром, примерно часа в 4, позвонили с охраны. У нас под охраной церковь. Сообщили: у вас в церковь кто-то залез. Мне так не по себе стало. Был шок. Приехал сюда. Увидел - иконы украли: 2 иконы афонского письма. Иоанна Крестителя. Житие. На ней были изображены фрагменты из жития. И Матерь Божию Троеручицу афонского письма. Которые были написаны Иоанном Дамаскиным. Преподобным отцом... Мы написали, конечно, подобие этих икон,но…

НЕ ВСЕ ЛЮДИ ПОКА ПОНИМАЮТ, КАКУЮ РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ ИГРАЕТ ЦЕРКОВЬ. ЕСТЬ ТАКИЕ, ЧТО НЕ ПРОЧЬ И НАЖИТЬСЯ НА ЕЕ СОКРОВИЩАХ. СКОЛЬКИМ НЕСЧАСТНЫМ ПОМОГАЛИ ТЕ ИКОНЫ…

- Залезли со стороны придела Георгия Победоносца… Вынесли через окно. Похоже, действовали организованно. Взяли, под арку окна наложили бревна, да за несколько минут все и сделали. Одному человеку это не под силу ... двоим и то… там, наверно, очень много их было…

- Пока их не нашли. Сказали, что не нашли.

- У вас большой приход? – опять возвращаемся к теме церковной службы.

- Сейчас нет. Когда пришел, был приличный приход.

- Сколько у вас бывает народа?

- Когда как. На Пасху бывает 150 человек. Год на год не приходится. Бывает 50 человек. На саму Пасху. Раньше вообще полный храм был. Крестным ходом заходишь, а там еще из церкви не вышли. Да, полный храм был на Пасху. Сейчас такого нет…

Как говорят в народе, гром не грянет – мужик не перекрестится. Так оно и есть на самом деле. Вот войны, в 30-х, 40-х, и все в храмы пошли, и храмы начали открывать, люди побежали в храм. Кому излить-то горе свое? Богу, который нас всех опекает, каждого человека. Он благ и человеколюбец. И не хочет, чтобы мы, грешные, погибли. Посылает нам испытания.

Сейчас у нас, в основном, ермолинские прихожане, - продолжает батюшка. - А своих, как таковых очень мало. А почему? Много людей, конечно, уже пришли к Богу. Но много еще не нашли дорогу к ХРАМУ.

Этот вопрос давно мучает о. Василия, как служить, когда в церкви почти нет людей. Как-то раз он задал его своему духовному отцу Власию:

- Служу, а в Храме никого нет, - посетовал о. Василий.

- А ты кому служишь? – спросил старец.

- Богу. - Вот Богу и служи!!!

БАТЮШКУ В СЕЛЕ ЛЮБЯТ. КТО ПРИШЕЛ К НЕМУ С ВЕРОЙ, УЖЕ ОТ НЕГО НЕ УХОДИТ. ОБ ЭТОМ МНОГИЕ РАССКАЗЫВАЛИ. ВОТ, К ПРИМЕРУ, ПРИХОЖАНКА ХРАМА ЮЛИЯ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, КАК ЖИВЕТ В ДРУГОМ ГОРОДЕ. НО ЭТОТ ХРАМ ДЛЯ НЕЕ ОСТАЕТСЯ САМЫМ РОДНЫМ.

- Мои родители жили здесь, и мы с мужем здесь венчались… Хотя первыми, когда мама стала прихожанкой этого храма, здесь повенчались они с папой. Потом и нас батюшка венчал. Правда, под свою ответственность. Почему под свою ответственность? Да потому, что папа наш, муж мой, в храм почти не ходил. Вот и детей у нас не было. По мирским законам и быть не могло. Но после венчания наступил Великий Пост, а после Великого Поста появилась Маша. Ну, чуть спустя, - смущаясь, поясняет она.

-Вы связываете это с молитвами батюшки?

- А других объяснений и быть не может... Я, конечно, все это связываю с ним. И потом у нас сейчас уже трое детей. У сестры тоже не должно было быть детей. А уже - двое.

ДЕЛИТСЯ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ И МАРИЯ, ПРИХОЖАНКА ХРАМА ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО СО СТАЖЕМ.

- Хожу в этот Храм лет 14. Я до этого ходила в другие храмы. Но вдруг что-то привело сюда. Это было во время Великого Поста. И вы знаете, как наш батюшка читает проповеди? По постам, а в Великий - особенно. Это просто удивительно… И я осталась в этом храме. Такие проповеди! Он так читает, что я всем советую, особенно тем, кто первый раз идет в храм... Придешь и уже не выйдешь отсюда. Как батюшка молится о наших грехах!.. Он не дорожит своим временем. Служба у нас кончается иногда в час, а то и позже. А записочки как он читает! Ни одной не пропустит. Я ни в одном храме такого не слышала, чтобы по полчаса читали за упокой, и полчаса – о здравии. А когда Родительская - вообще он по часу читает. Он читает и в алтаре, и потом -напанихиде…

РОМАН ДО ПРИХОДА В ХРАМ СЛУЖИЛ ОФИЦЕРОМ. КОГДА УШЕЛ ИЗ АРМИИ, САМ НЕ ЗАМЕТИЛ, КАК ВЛИЛСЯ В ПРАВОСЛАВНУЮ ОБЩИНУ ХРАМА.

- В 2004 году пришел в храм в первый раз. Я не знаю, что меня в этот храм привело. Не помню… Помню другое - у батюшки тогда уже девять детей было. Помню, мы его машину толкали в деревне в горку. Как-то пообщались, и я привязался к нему. Потом венчался здесь с женой. Тещу крестил. Даже так вот.

- А что-то еще изменилось с приходом в храм?

- На самом деле, многое перевернулось. Вот сейчас люди удивляются, глядя на меня, что, дескать, у него случилось, что он так к вере повернулся? Дела у меня так сяк были, с армии вернулся, с семьей не очень. А потом потихоньку все изменилось. Люди оказались нормальные, русские. В монастыре вот батюшку встретил, и батюшка помог. Стал много читать, дошел вот до Евангелия. И потихоньку, пошло. Чем дальше, тем лучше. Вот сейчас кажется, что хочу, того и добиваюсь. Работаю, и дом строю, и хозяйство уже большое. И работа такая серьезная. И, слава Богу, все получается.

Часть вторая. ДЕТИ.